Gerb . blc
trc tlc
trc . tlc



               

Проведение единого методического дня (ЕМД) – 10.11.2017

 

“Великим ученым ребенок может и не быть,
а вот самостоятельным человеком, способным
анализировать свои поступки, поведение,
самосовершенствоваться, реализовывать
себя в окружающем мире ему научиться
необходимо”.
      

Ежегодной традицией в практике нашей школы стало проведение 2 -3 единых методических дней (ЕМД) в год. В рамках каждого ЕМД проводится целая серия открытых уроков и внеклассных мероприятий, объединенных одной общей темой.
Проводимая в школе работа по организации единых методических дней дает свои положительные результаты - происходит внедрение современных педагогических технологий в образовательный процесс, создание активной творческой среды в школе. Единый методический день становится смотром педагогического мастерства педагогов школы
         Согласно плану методической работы школы 10 ноября 2017 года в школе был проведен единый методический день по теме «
Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения уровня социализации учащихся в контексте перехода на ФГОС общего образования».
Цель проведения единого методического дня – формирование профессиональной компетенции педагогов в условиях ФГОС, активизация творческого потенциала, обмена педагогическим опытом и развития самообразования педагогического состава.
Главная проблема сегодняшней школы – это низкая мотивация, как учителей, так и учеников. Одной из ключевых причин существования этой негативной ситуации, является недостаточное использование в учебном процессе современных эффективных образовательных технологий.
Модерация – это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе. При использовании технологии модерации принципиально меняется и роль учителя. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся – из «контролирующего органа» учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися.
Проведение единого методического дня в школе осуществлялось в 3 этапа:
1. Подготовительно-организационный этап. В ходе которого были проведены беседы как с учителями, дающими уроки, так и с руководителями групп по вопросам: этапы технологии модерации; применение активных методов обучения для стимулирования познавательной деятельности обучающихся (которые строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы), анализ и самоанализ урока.

 

Процессы
модерации 

Задачи этапа

Критерии эффективности этапа       

Интеракция – эффективное взаимодействие участников группового процесса

Для организации эффективного взаимодействия обучающихся необходимо сформировать малые группы, в которых в дальнейшем пойдет вся основная работа. В процессе совместной работы обучающихся будут осуществляться различные интеракции: учитель – ученик, ученик – ученик, учитель – малая группа, учитель – класс, малая группа – малая группа, малая группа – класс, ученик – малая группа, ученик – класс. 

 Критерием эффективности взаимодействия обучающихся является способность группы успешно действовать для достижения поставленных целей. Целью группы на уроке может быть обсуждение конкретного вопроса по изучаемой теме, решение задачи, подготовка выступления, разработка проекта, проведение исследования и др       

Коммуникация – упорядоченный обмен информацией между всеми участниками образовательного процесса 

Целью построения коммуникативного процесса должен стать эффективный обмен информацией между его участниками. Для этого необходимо обеспечить наличие качественных источников информации, удобные каналы коммуникации, условия для свободной генерации, точной передачи и восприятия информации всеми участниками процесса, продумать нейтрализацию коммуникативных барьеров и разрывов коммуникации, а также серьезных искажений при передаче информации.

 На эффективность коммуникативного процесса оказывает серьезное влияние грамотная организация обратной связи, как между обучающимися внутри малых групп и между группами, так и между учителем и обучающимися. Сегодня требуется переход от информирования к взаимодействию, когда ключевое значение приобретает реакция, обратная связь получателя, показывающая, что он не только принял, но и понял сообщение. Использование техник постановки вопросов, активного слушания содействует построению эффективной обратной связи и значительно обогащает коммуникативный процесс.

Визуализация – обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса

Визуализация подаваемого материала обеспечивает наглядность, позволяет активно задействовать мощный зрительный канал получения информации, четкое восприятие и понимание, возможность многократного обращения к представленной информации, возможность сравнения с предыдущей и последующей информацией. 

Визуализация каждого этапа образовательного процесса позволяет материализовать ход обучения, дает возможность «потрогать» результаты и достижения обучающихся и повысить выживаемость знаний (обеспечивает наглядность и доходчивость новой темы, закрепление и устойчивое сохранение полученных знаний).        

Мотивация всех участников образовательного процесса 

Поддержание тонуса, развитие уверенности в своих силах и позитивного настроя всех участников образовательного процесса, стимулирование познавательной активности и творческого процесса, раскрытие и развитие способностей обучающихся, содействие их эффективному сотрудничеству – катализатором этих процессов является мотивация.  

юбого нормального человека не мотивирует выполнение бессмысленной работы, дети не исключение, скорее, наоборот. Постановка ясных и понятных целей урока, выяснение ожиданий обучающихся, учет этих ожиданий и встраивание их в канву урока делает процесс обучения понятным и желанным для детей. Знание перестает быть чем-то искусственным, пугающим, навязанным извне.

Мониторинг  образовательного процесса

Проведение мониторинга включает в себя отслеживание и сверку получаемых результатов каждого раздела урока с запланированными, а также формальное и неформальное фиксирование хода и результатов образовательного процесса и внесение, при необходимости, корректив по ходу урока.
В процессе осуществления модерации очень важно обеспечить мониторинг двух процессов: выполнения плана урока и групповой динамики.

Хороший план – половина дела, но остается и вторая половина – реализация плана урока.
Увлеченность обучающихся и педагога процессом, несомненно, хороша, но при потере контроля может привести к невыполнению плана урока. Поэтому учителю важно мониторить не только содержание, но и время выполнения каждой части урока, стараясь придерживаться графика, с тем, чтобы полноценно реализовать каждый этап модерации и обеспечить достижение целей всего урока.

Рефлексия педагога
и обучающихся

Осмысление новых знаний, умений, качеств и ценностей, критический анализ информации, генерация ответов на вызовы окружения, а также самооценка себя, своего поведения, своей роли, своего вклада в процессе групповой работы, корректировка своей деятельности на основе этой оценки и потребностей группы – обязательный атрибут современного образования 

Необходимо на каждом уроке помнить о важности этой фазы модерации и сохранять возможности для полноценного ее проведения. Понимание материала в отличие от механического запоминания дает возможность обучающемуся гибко встраивать новые знания в существующую систему знаний и, самое главное, позволяет активно использовать новые знания в совокупности с уже существующими.  Этот результат обеспечивает эффективное поведение человека в нестандартных условиях, когда нет готовых решений и ответ на вызов внешнего окружения необходимо сгенерировать, сотворить.

Анализ 
деятельности участников  и  оценка результатов

Анализ деятельности и оценка результатов направлены на получение обратной связи всеми участниками образовательного процесса, использование полученных комментариев и оценок для совершенствования образовательного процесса как учениками, так и педагогом. Формулирование и фиксация результатов обучения, воспитания и развития используется не только для коррекции образовательной деятельности педагога и обучающихся, но и служит для оказания сильного мотивирующего воздействия.

 Учитывая временные рамки урока, для эффективного проведения этой фазы модерации рационально также использовать активные методы подведения итогов. Применяя их, можно проанализировать и оценить не только содержательные результаты урока, но и выяснить эмоциональное самочувствие обучающихся. Учителю этот эмоциональный барометр точно покажет правильность построения урока, отношение обучающихся к образовательному процессу и самому педагогу, желание (а не обязанность) вновь встретиться в следующий раз.    

    
2. Собственно методический этап.
Открытые уроки начались в 8.30. по плану:
 

ФИО учителя, дающего открытый урок

Занятие по предмету

Класс

Тема занятия

1

Горбунова О.С.

Технология

Упаковка для …

2

Суханова Н.В.

Окружающий мир

Дикие и домашние животные

3

Горячих Г.А.

Технология

Построение чертежа плоской детали

4

Бухонова О.Е.

Биология

10А

Фотосинтез или величайшая тайна растения

5

Коляда Н.Д.

Математика

11 проф

Показательные уравнения

6

Шуваева Л.С.

Обществознание

11 проф

Рынок труда в России сегодня и завтра

7

Сотникова Е.Ю.

Классный час

Ты и твоя профессия


3. Аналитико-заключительный этап проводился в завершении открытых уроков, а также после всего методического дня и на методическом совете школы подведены итоги дня.

    Более 30 учителей школы посетили уроки своих коллег. Перед началом занятий учителя, получили схему анализа урока в соответствии с требованиями ФГОС. Сразу же после урока были проведены обсуждения и краткий анализ занятий.  
   
Можно выделить следующие моменты, которые прослеживаются при анализе проведенных занятий и способствуют успешной социализации обучающихся:
  • цели занятий задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику;
  • учителя систематически обучают детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
  • учителя на занятиях создают ситуации, стимулирующие учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий, позволяющие ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно- символическую);
  • учителя владеют технологией диалога, обучают учащихся ставить и адресовать вопросы;
  • учителя эффективно (адекватно цели урока) сочетают репродуктивную и проблемную формы обучения, учат детей работать по правилу и творчески;
  • на занятиях задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся);
  • отметка выставляется ученику в конце урока аргументировано по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность. Оценивается не только правильность ответа, но и то, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибался;
  • учителя добиваются осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы, стремятся оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряют и поддерживают минимальные успехи, специально планируют коммуникативные задачи занятия;
  • учителя принимают и поощряют, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучают корректным формам их выражения;
  • стиль, тон отношений, задаваемый на занятии, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта;
  • на занятиях осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.);
  • достижение цели занятия обсуждается с детьми в конце урока не только с точки зрения - что «мы узнали» но и с точки зрения эффективности выбранного пути достижения цели;
  • при задании на дом называется не только тема и объём задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания;
  • образовательный процесс ориентирован на приобретение обучающимися собственного опыта творческой деятельности;
  • в рамках метапредметного подхода в обучении были проведены занятия следующими учителями: Сотниковой Е.Ю., Горячих Г.А., Шуваевой Л.С., Горбуновой О.С., Сухановой Н.Л., Бухоновой О.Е.
  • хорошо подготовили и методически правильно провели занятия все представленные учителя
  • следует отметить грамотные и качественные письменные анализы, которые дали группы учителей под руководством: Линченко Е.Ф., Конасовой Е.Г.
    Однако, некоторые учителя (в частности Коляда Н.Д.),  по-прежнему тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; учитель формулирует цель урока и работает над ее достижением в течение всего урока, нет участия обучающихся в целеобразовании; нет планирования поисковой деятельности по открытию нового знания, осуществления самоконтроля,  самооценки, корректирующих действий.
   
Таким образом, все учителя, проводившие открытые занятия показали свое профессиональное мастерство, поделились опытом. ЕМД прошел в атмосфере творчества, сотрудничества и показал высокую результативность работы педагогов школы. Учителя интересно, разнообразно, нетрадиционно организовали деятельность обучающихся на занятиях, что способствовало повышению интереса учащихся к предметам. Каждое открытое занятие заинтересовывало учащихся и вводило в активную работу, создавая условия для нравственного, интеллектуального и эмоционального самовыражения школьника. Все уроки были построены методически верно в соответствии с заявленной темой ЕМД.
 
Сегодня
17 /12 /2017





Погода




brc blc
brc blc
Copyright © 2008-2014 МБОУ СОШ №5 г.Липецка
Разработка сайта: Гаврилов Александр
Сайт оптимизирован под разрешение 1280x1024
counter